Анимация – это и есть одушевленное искусство, какой художник не мечтал, чтобы его картины или скульптуры задвигались и задышали? Ну а аниматоры часто используют свой талант, чтобы оживить знаменитое искусство, поиграть с ним, стать его соавтором или поспорить с ним. В эти две подборки, составленные специально для кинотеатра Третьяковской галереи, мы постарались собрать мультфильмы со всего мира, работающие с классическим искусством самыми разными способами: оживляя сами картины, как в фильмах "Красота" или "Мона Лиза, спускающаяся по лестнице", сочиняя смешные сюжеты на тему "ночь в музее", как в фильмах "Довольно!" или "Закрыто по понедельникам", рассказывая о художниках в придуманном ими же мире, как в фильмах "Минотавромахия: Пабло в лабиринте", "Кики с Монпарнаса" или "Долгое путешествие". Есть картины, где авторы пересочиняют знаменитые сюжеты искусства, как в уморительном кукольном фильме "Братья медвежье сердце" или "Пожирателе картин", есть фильмы о времени, где главной оказывается именно изобразительная среда тех лет, как в лентах "25-е, первый день" и "Башня Бохер". Ну и конечно мимо великого искусства не могут пройти музыканты, когда хотят снять эффектные клипы.
Вариантов множество, всех не перечислишь, с сегодняшними возможностями технологии виртуальной реальности, анимация уже может помочь самому зрителю "войти в картину", чтобы рассмотреть мир любимого художника изнутри. Так что "ожившее искусство" – это не только возможность сотворчества с гением для автора-аниматора, но интересный аттракцион для зрителей, поэтому уже многие музеи заказывают для рекламы выставок анимацию на основе работ из своей коллекции.
МОНА ЛИЗА, СПУСКАЮЩАЯСЯ ПО ЛЕСТНИЦЕ:
БРАТЬЯ МЕДВЕЖЬЕ СЕРДЦЕ/BROTHERS BEARHEARTS
Режиссер: Рихо Унт/Riho Unt, художники-постановщики: Рихо Унт/Riho Unt, Елена Гирлин/Jelena Girlin, Мари-Лиис Бассовская/Mari-Liis Bassovskaja, Nukufilm OÜ, Эстония, 2005, 21 мин 20 сек, кукольный
Оказывается, медвежат в картине «Утро в сосновом лесу» нарисовала их мама-медведица, а убивший ее охотник Шишкин приписал все лавры себе. Жизнь подросших медвежат — Винсента, Анри и Огюста — тоже будет связана с искусством.
ВСЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА – ЭТО ЗАИМСТВОВАНИЕ/ALL CREATIVE WORK IS DERIVATIVE
Режиссер и художник-постановщик: Нина Пейли/Nina Paley, США, 2010, 2 мин 20 сек, 2D анимация
Фильм снят по заказу организации Question Copyright, которая выступает за ограничение авторского права. Фильм иллюстрирует мысль о том, что любое творчество пользуется тем, что уже существовало, а древние скульптуры режиссер сама сфотографировала в музее Метрополитен.
МОНА ЛИЗА, СПУСКАЮЩАЯСЯ ПО ЛЕСТНИЦЕ/MONA LISA DESCENDING A STAIRCASE
Режиссер и художник: Джоан Гратц/Joan C. Gratz, Gratzfilm, США, 1992, 7 мин, пластилиновый рисунок
Нарисованная пластилином история искусства в первую очередь через портреты. Гратц показала, как одно произведение превращается в другое, и тем самым многое объяснила про связь искусства разных эпох и направлений, и получила премию «Оскар» в 1992-м году.
МИРО/MIRO
Режиссер: Алексей Будовский, художник-постановщик: Аня Случак, США, 2004, 1 мин 28 сек, 2D анимация
Музыкальная короткометражка по картине Миро и фортепианной пьесе Баха, снята для сериала Classical Baby на американском телеканале HBO. Отличный пример того, как малышам можно показывать абстрактное искусство.
СЮЖЕТ КАРТИНЫ/LA SUJET DU TABLEAU
Режиссер и художник-постановщик: Жорж Швицгебель/Georges Schwizgebel, Studio GDS, Швейцария, 1989, 6 мин, живопись
Через живопись пожилой человек вспоминает юность и отправляется в путешествие по картинам. Фирменный полет и кружение образов в фильме швейцарского классика анимации Жоржа Швицгебеля.
ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ЗА ОДНУ МИНУТУ/ONE MINUTE ART HISTORY
Режиссер и художник: Као Шу/Shu Cao, Китай, 2015, 1 мин 27 сек, рисованный
Человек всего лишь садится, закуривает и снова встает. Но при этом он находится в мире, где живописные стили и манеры знаменитых художников сменяют друг друга с такой скоростью, что нам кажется, будто перед нами проходит вся история искусств.
ЗАКРЫТО ПО ПОНЕДЕЛЬНИКАМ/CLOSED MONDAYS
Режиссеры: Уилл Винтон/Will Vinton, Боб Гардинер/Bob Gardiner, Lighthouse Productions, США, 1974, 8 мин, пластилиновый
Нетрезвый человек проникает в закрытый выставочный зал, экспонаты которого вдруг начинают оживать… В 1974-м этот фильм американской звезды пластилиновой анимации Уилла Винтона, снятый вместе с Бобом Гардинером, получил «Оскара».
МУЗЕЙ/MUTEUM
Режиссер и художник: Огги Ли Пак Йи/Äggie Lee Pak Yee, Estonian Academy of Arts, Эстония, Гонконг, 2017, 4 мин 8 сек, рисованный, 2D анимация
Школьники вместе с учительницей приходят в художественный музей и принимаются изучать картины. Дипломный фильм выпускницы Эстонской академии художеств, ученицы Прийта Пярна.
ТАЙМКОД ДА ВИНЧИ – ОЖИВШАЯ КАРТИНА/DAVINCI’S TIMECODE – A MOVING PICTURE
Режиссер и художник: Гиль Алькабец/Gil Alkabetz, Sweet Home Studio, Германия, 2009, 2 мин 50 сек, коллаж
Этот фильм строится на «Тайной вечере» Леонардо Да Винчи, причем в нем нет ничего, кроме этой картины, и Алькабец ничего в ней не менял. Он только смонтировал ее фрагменты и озвучил так, что получается, будто бы люди сидят за столом, едят и разговаривают. А ироническое название отсылает к модной некогда книге Дэна Брауна "Код Да Винчи".
ПОЖИРАТЕЛЬ КАРТИН/DRIPPED
Режиссер и художник: Лео Веррье/Léo Verrier, Chez Eddy, Франция, 2011, 8 мин, 2D анимация
Фильм-посвящение Джексону Поллоку рассказывает о человеке, который так любил искусство, что воровал картины в музеях и ел их. А от собственных плохих картин его тошнило. И тут оказалось, что с помощью техники рисования Поллока, "дриппинга", то есть разбрызгивания краски, можно создать прекрасные — очень вкусные — полотна. И ничего не надо воровать.
Анимационные фильмы программы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.
Цена билета – 100 рублей.
Вт
17 сен
Ср
18 сен
Чт
19 сен
Пт
20 сен
Сб
21 сен
Вс
22 сен
Пн
23 сен
Вт
17 сен
Ср
18 сен
Чт
19 сен
Пт
20 сен
Сб
21 сен
Вс
22 сен
Пн
23 сен