«Патеграф»
В марте 1908 года пионер кинотеатрального дела, разъездной демонстратор и самарский мещанин Василий Александрович Поляков приехал в Красноярск в качестве представителя иностранной кинофирмы. Будучи предприимчивым и не пасующим перед трудностями человеком, он задался целью построить в Красноярске кинотеатр, который мог бы выдержать большой наплыв посетителей и не зависел от капризов погоды.
Он заключил контракт с купцом Петром Ивановичем Гадаловым, который помог ему открыть стационарный кинотеатр с собственной электростанцией и паровым отоплением. Он располагался между домами самого Гадалова, купца Михаила Ивановича Семёнова и мещанина Ивана Ларионовича Романова. Кинотеатр был спроектирован губернским архитектором Владимиром Александровичем Соколовским, создавшим множество прекрасных памятников архитектуры Красноярска, среди которых Доходный дом Либмана, Дом Ф. Цукерман (ныне здание Литературного музея), особняк В.Н. Гадаловой (сейчас там находится Художественный музей им. В.И. Сурикова). Открытие кинотеатра 19 сентября 1910 года положило начало конкуренции между братьями – в этом же году Николай Николаевич Гадалов, двоюродный брат Петра Ивановича, начал строительство кинотеатра, возведённого в рекордные сроки и получившего название «Художественный» (в советское время – кинотеатр «Совкино», с 1990 года – «Пикра»).
При этом сам В.А. Поляков не только знакомил жителей Красноярска с кинематографическими новинками, но и снимал собственные фильмы – в 1913 году он задокументировал парад войск на городской площади в честь 300-летия Дома Романовых. Эти кадры, а также виды заповедника «Столбы» вошли в дальнейшем в его фильм «Город Красноярск и его окрестности».
Стационарный кинотеатр получил название «Патеграф» в честь братьев Эмиля и Шарля Пате – изобретателей патефона, фонографа, а также актуальной по сей день системы кинопроката. Он отличался просторными фойе в стиле ампир и театральным балконом. Местная печать отмечала, что наружный фасад здания и внутренняя отделка были выполнены в «египетском стиле». Театрализованное и просторное внутреннее убранство не только обеспечивало высокую пропускную способность, но и делало возможным выступления музыкантов перед показами.
За годы существования «Патеграфа» в нём исполняли свои номера именитые артисты и исполнители, в числе которых был Первый Сибирский великорусский оркестр под руководством балалаечника Игнатия Левицкого. Первые два десятилетия в кинотеатре такие музыканты как скрипач Маркинсон, пианист Окинский, виолончелист Ганиш выступали в качестве тапёров, озвучивая зарубежные и отечественные немые фильмы. Это было необходимо не только для более полного воплощения художественного замысла, но и потому, что музыкальные инструменты хотя бы немного заглушали проекционный аппарат, работавший с сильным шумом и треском.
Зачастую публика шла в кинематограф не только посмотреть «живые картинки», но и послушать оркестр.
«Арс»
В 1917 году, после революции, кинотеатр обрёл новое имя – «Арс». Перемены в жизни страны не могли не сказаться на деятельности кинотеатра. После национализации он перешёл в распоряжение ПОАРМ-5 (политического отдела армии), но продолжил осуществлять свою деятельность, несмотря на то, что импорт иностранных фильмов практически прекратился, а отсутствие электричества вызывало затруднения в работе кинотеатров. Оператор и режиссёр, а также управляющий «Арса», М.П. Чулков в 1923 году стал директором кинотеатра – первым в советской истории.
М.П. Чулков, уроженец с. Балахта Енисейской губернии, выпускник Сибирского технического железнодорожного училища им. Императора Николая II, посвятил свою жизнь кинематографическому искусству. Наравне с В.А. Поляковым он является пионером красноярской кинохроники и режиссуры. Он поставил первую в Красноярске художественную ленту под названием «Лесная сказка». Три снятых М.П. Чулковым короткометражных фильма («По реке Мане», «По реке Бирюсе» и «Красноярские Столбы») были приобретены фирмой «Гомон» и демонстрировались во французском Лионе под общим названием «Медвежьи уголки Сибири». М.П. Чулков был энтузиастом и творческим руководителем, который не только возглавлял «Арс», но и своими кинематографическими талантами открыл Сибирь миру, перебросил мостик между искусством красноярским и общемировым.
Послереволюционный период был связан не только со сменой руководства, но и с кинематографическими новшествами, сопровождавшими кинотеатр во все периоды его существования. В 1932 году Красноярск получил первый комплект звуковоспроизводящего оборудования, привезённого из Петрограда. Его монтировали ночами – днём кинотеатр работал в обычном режиме. Торжественное открытие назначили на 18 декабря, а 17 декабря перед сеансами зрителям был показан звуковой журнал «Новости дня», имевший небывалый успех. Уже через несколько дней начался плановый показ историко-революционного фильма «Златые горы», а затем и других звуковых лент.
«Рот-Фронт», «Октябрь»
В 1932 году «Арс» был переименован в «Рот-Фронт» и с этого времени стал государственной собственностью. Изначально Рот Фронт – это воинственный интернациональный жест, появившийся в качестве рабочего приветствия. Новое название кинотеатра являло собой проявление солидарности с немецкими коммунистами. Однако, уже в 1942 году «Рот-Фронт» был переименован в «Октябрь». Он носил «революционное» наименование много лет, пока в 1995 году не приобрёл современное название – «Дом кино».
В неоднократных реконструкциях кинотеатра в 1914, 1932, 1942 годах принимал участие сам В.А. Соколовский, а в 1955 году перестройкой занимался архитектор Г.Б. Кочур. В 1977 году на фасаде здания кинотеатра был установлен горельеф «Октябрь», выполненный из искусственного камня автором проекта Ю.П. Ишхановым, скульптором А.Д. Давыдовым и архитектором Э.М. Пановым.
Аллегорическая композиция изображает революционерку с серпом и молотом в руках, сокрушающую геральдического орла, который символизирует монархическую власть. За её спиной – поднятые оружейные дула и языки пламени, представленные на фоне как бы восходящей надписи «пролетарская революция».
В 1977 году «Октябрь» кардинально изменил и внутренний облик – был убран балкон, придававший заведению театральный вид, в связи с чем сократилось количество мест. В большом зале появились уходящие вверх ряды кресел. Было изменено месторасположение киноаппаратной, прежде находившейся под балконом, над зрительными местами – её переместили на второй этаж.
В 1985 году в кинотеатре было установлено оборудование, позволявшее смотреть стереофильмы в специально предусмотренных для этого очках. Несмотря на то, что Красноярск к тому моменту ещё не был городом-миллионником, в кинотеатрах которых преимущественно и размещались аналоги современного 3D, решение об установке новой технологии в кинотеатре «Октябрь» всё же было принято. В связи с переоборудованием заведения из большого зала убрали четыре ряда, чтобы увеличить площадь покрытия изображения. Таким образом, весь большой зал «Октября» получил возможность погрузиться в происходящую на экране стереомагию.
Тогда же, в 1985 году, название было изменено на «Стереокинотеатр «Октябрь», а 21 сентября состоялось его торжественное открытие. Интерес зрителей был колоссальным – билеты раскупались на несколько месяцев вперёд. Десять лет «Октябрь» оставался единственным в крае стереокинотеатром.
После длительной реконструкции 1977 года на месте, где ныне располагается арт-чердак, были размещены кресла и установки дневного показа, позволявшие демонстрировать небольшие по продолжительности видеофрагменты – документальную хронику и рекламу. В конце 80-х зал стал функционировать в формате ночного клуба – на арт-чердаке был установлен экспресс-бар, работал ди-джей и проводились танцевальные дискотеки и вечера. После реконструкции 2007 года арт-чердак принял вид малого кинозала, где прошлое символически сохранено не только в открытой для глаз зрителей кирпичной кладке, но и в «клубном» освещении – любовно сохранённом диско-шаре и вращающемся световом оборудовании. Они создают особенную атмосферу для уютного времяпрепровождения.
«Октябрь», конец 1950 г.
1954 г.
1978 г.
«Дом кино»
Сегодня в «Доме кино», получившем новое именование в 1995 году, реализуются инновационные проекты, демонстрируются как арт-хаус и независимое кино, так и фильмы, ориентированные на широкую зрительскую аудиторию. Одним из главных партнёров «Дома кино» является Фонд Михаила Прохорова – в 2009 году кинотеатр получил грант на создание медиагалереи, расширив спектр своих интересов областью экранных и медиаискусств. Творческое пространство «Дома кино» аккумулирует вокруг себя молодых медиахудожников, интересующихся искусством новых технологий и осмысляющих реальность посредством анимации, цифровой фотографии и видеоарта.
Благодаря содействию Фонда «Дом кино» в течение многих лет является главной площадкой ежегодно проходящего в Красноярске Большого фестиваля мультфильмов, предоставляющего гостям и жителям нашего города возможность ознакомиться с уникальными образчиками фестивальной анимации. Также в «Доме кино» на регулярной основе реализуется Международный фестиваль о правах человека «Сталкер». Год от года зрителей радуют не только насыщенная программа фестиваля, рассчитанная как на юношескую, так и на взрослую аудитории, но и возможность поучаствовать в обсуждениях лучших отечественных художественных и документальных фильмов, а также посетить паблик-токи с их создателями.
Старейший кинотеатр Красноярска всегда был популярным местом для гостей и жителей нашего города. Его стены помнят ни одно поколение красноярцев, его жизнь стала частью их биографии. И по сей день здесь проходят творческие встречи с актёрами и режиссёрами, любимыми и почитаемыми кинотеатральной публикой. Виталий Соломин, Римма Маркова, Валентина Талызина, Никита Михалков, Роман Балаян, Кшиштоф Занусси, Александр Хант, Алексей Гуськов, швейцарский драматург Антуан Жакку – вот лишь некоторые из знаменитостей, встречавшихся в кинотеатре со своими зрителями.
В «Доме кино» реализуются социальные проекты «Час хорошего кино» и «Клуб «Золотая осень», рассчитанные на людей пожилого возраста, часто проводятся бесплатные киносеансы для малообеспеченных слоёв населения и детей из детских домов. Проект «Патриот», в рамках которого члены молодёжных военно-патриотических клубов знакомятся с самыми заметными советскими военными картинами, сопровождается выступлением киноведа и последующим обсуждением фильма, поощряющим стремление к обмену впечатлениями и продуктивной дискуссии в каждом зрителе.
С 27 июня 2019 года кинотеатр «Дом кино», в прежние годы бывший флагманом всех технических новинок в городе, с установкой современного цифрового кинооборудования вновь предоставил зрителям возможность увидеть лучшее кино в новом качестве. 4К формат, гарантирующий высокое качество изображения, позволил фильмам в «Доме кино» в буквальном смысле заиграть новыми красками. А обновлённый цифровой звук Dolby Digital завершил погружение в мир кино, обеспечивая не только визуальное, но и насыщенное звуковое сопровождение. Теперь смотреть кино стало не только комфортнее, но и приятнее глазу – новое оборудование позволяет сохранить изначальный замысел режиссёра, передаёт буйство красок, красоту захватывающих дух пейзажей, всю палитру многообразия жизни и малейшую перемену эмоций на лицах актёров.
Эксклюзивный репертуар «Дома кино» позволил кинотеатру найти своего зрителя среди молодёжной аудитории, интеллигенции, людей творческих профессий и всех тех, кто предпочитает «кино без попкорна», кино как искусство, а не как развлекательное времяпрепровождение. Старейший кинотеатр города, не прекращавший работу в самые драматичные периоды мировой истории, продолжал удивлять зрителей техническими нововведениями, новыми кинофильмами, разнообразными проектами и творческим подходом к их реализации даже в самые сложные времена. И сейчас здание бывшего «Патеграфа» является настоящей «жемчужиной» Красноярска, а знаменитый горельеф стал не только отличительным знаком «Дома кино», но и украшением исторического центра.
«Дом кино» предоставляет гостям не только замечательную возможность посетить киносеансы, лектории и мастер-классы, но и поработать с книгами и периодическими изданиями из авторской библиотеки, а также приобрести горячие и холодные напитки в кофейне «Green Green», расположенной в фойе кинотеатра.
Сегодня «Дом кино», как и прежде, пробрасывает мостик между национальными кинематографиями, ставя во главу угла не только развлекательную, но и познавательно-просветительскую деятельность благодаря демонстрации классических кинолент, популяризации независимого кино, уникальным фестивальным программам. Подобно увенчивающей фасад прекрасной революционерке, кинотеатр решительно идёт сквозь время, новаторски отзываясь на его вызовы, но при этом с большим уважением относясь к традициям прошлого.