Противодействие ИТ-мошенникам

1. Общая информация об угрозе.

1.1. Общая характеристика угрозы.

Фишинг — один из видов интернет-мошенничества, основанный на принципах социальной инженерии, целью которого является обманом вынудить пользователя совершить необходимые злоумышленнику действия. Многие фишинг-атаки незамысловаты и легко выявляются. А некоторые могут быть весьма изощренными, поэтому следует проявлять здоровую дозу скепсиса, чтобы отсеивать подозрительные письма, ссылки и сообщения. Чтобы не попасться на типовые фишинг-атаки, руководствуйтесь приведенными ниже рекомендациями.

2. Общие правила для сотрудников.

- защитите ваши соцсети;

- не переходите по подозрительным ссылкам;

- не вводите данные от страницы на сторонних ресурсах;

- не давайте ваш смартфон посторонним.

3. Общие правила для защиты соцсетей.

- Если в соцсети вам пишут с аккаунта банка или другой организации, проверьте аккаунт на официальном сайте или по телефону банка/компании. Если такого аккаунта там нет, не отвечайте на сообщения и заблокируйте подозрительный аккаунт/

- Не доверяйте в соцсетях тем, кто просит у вас деньги, даже если просьба пришла от вашего друга. Позвоните тому, с чьей страницы пришло сообщение, и уточните, действительно ли ему нужны деньги. Если нет — не отвечайте мошеннику, заблокируйте его и пожалуйтесь в службу безопасности соцсети.
- Проверяйте все файлы, которые приходят в личных сообщениям. Если прикреплена книга, но с расширением .exe (надпись в конце названия файла), это странно — не открывайте файл.

- Периодически проверяйте, когда последний раз ваш аккаунт был активен. Если появились подозрения, завершите все активные сеансы и смените пароль.

4. Как реагировать на странное электронное письмо.

- не переходите по ссылкам в письмах от незнакомцев, не нажимайте на картинки и кнопки;

- если отправитесь представляется сотрудником компании, но пишет не с корпоративной почты, а с обычной, например, mail.ru или gmail.com, не открывайте письмо;

- не верьте в обещания внезапных выигрышей и не попадайтесь на попытки вас запугать;

- не открывайте вложенные файлы из писем незнакомцев, как бы заманчиво они ни выглядели. Не скачивайте файлы типа *.exe, *.scr, *.bat, *.vbs;

- видели странный адрес в письме, например, с ошибкой в доменном имени, — удалите письмо;

5. Как реагировать на подозрительный звонок.

- он может представиться сотрудником банка, покупателем, который хочет приобрести вашу вещь по объявлению, представителем компании, сообщающим о крупном выигрыше и т. п;

- не сообщайте никому данные вашей банковской карты, особенно СVС-код, особенно по телефону незнакомцу;

- если вам уже пришло СМС с кодом, не сообщайте его никому, особенно

«сотруднику банка» — настоящие банковские служащие не будут спрашивать у вас такие данные;

- закончите разговор. Если человек представился сотрудником банка, позвоните в ваш банк, обрисуйте ситуацию и сообщите телефонный номер мошенника для проверки.

6. Вы попали на подозрительный сайт.

- не переходите по ссылкам, не нажимайте на подозрительные и кричащие картинки;

- не верьте обещаниям внезапных выигрышей и не попадайтесь на попытки вас запугать;

- если сайт неопрятный, кричащий, с грубыми ошибками в текстах и большим количеством уведомлений, всплывающих окон и призывов перейти или оставить данные, скорее всего, сайт фишинговый. Закройте вкладку и не возвращайтесь на него;

- прежде чем ввести свои данные на сайте, убедитесь, что это нужный сайт: клоны иногда выглядят очень похожими на оригинал. Проверьте адрес несколько раз. Если что-то в нём вас смущает — закройте вкладку;

- регистрируйтесь и покупайте только на сайтах с ЅЅL-сертификатами безопасности и двухфакторной аутентификацией. Чтобы зайти в личный кабинет, вас проверят по двум параметрам: помимо логина и пароля у вас спросят, например, код из СМС;

- если перед адресом сайта вы видите HTTP, а не HTTPS и ваш браузер сообщает о ненадёжности страницы — он прав. Сайты без ЅЅL-сертификатов лучше обходить стороной.

7. Рекомендации для повседневной жизни.

- не указывайте личную информацию в открытых источниках. Адреса, даты рождения, номера телефонов: ваши и членов вашей семьи. Всё это может помочь мошенникам узнать пароль или секретное слово, взломать ваши аккаунты и получить доступ к деньгам и данным.;

- меняйте пароли не реже, чем раз в полгода. «Я вообще не меняю пароли, и меня ни разу не взломали. Зачем начинать?» — спросите вы, и это будет ошибка выжившего. Соблюдая правила, вы усложните работу преступникам, ведь никто не знает, когда на его деньги и данные может начаться охота;

- не используйте одинаковые пароли для всех ваших аккаунтов. Не давайте мошенникам ключ от всех дверей. Мошенник, узнавший пароль от одного вашего аккаунта, сразу же попробует открыть этим ключом остальные ваши кабинеты, и он подойдёт. Не рискуйте всем и проявите фантазию, придумывая новые комбинации;

- используйте режим инкогнито в браузере, когда работаете за чужим компьютером, заходите в свои аккаунты и вводите личную информацию. Когда вы закроете вкладку браузера, ваши пароли и данные не сохранятся, а выход из всех аккаунтов произойдёт автоматически;

- включите двухфакторную аутентификацию во всех ваших аккаунтах, потому что такой тип защиты надёжнее убережёт вас от атак мошенников — чтобы взломать ваш аккаунт, им придётся преодолеть двойной барьер. И это будет непросто;

- установите антивирус на все ваши устройства.