29 марта, 15:30 / Большой зал
Ишу Патель родился в Индии, под Ахмедабадом. Его родители, некрупные землевладельцы, смогли обеспечить сыну образование сначала в Индии, потом в Швейцарии. Обучаясь в Швейцарии, Ишу Патель выиграл грант Фонда Рокфеллера на обучение анимации в Северной Америке и выбрал Национальный киносовет Канады (NFB) в качестве места стажировки. Именно в NFB он и снял свой дебютный фильм «Как смерть пришла на землю» /How Death Came to Earth, 1971/. В древней индийской легенде, рассказанной Пателем, чувствовалось прямое влияние его учителя, итальянского аниматора Джулио Джанни.
Во время короткого возвращения на родину Патель преподавал в Ахмедабадском институте графических искусств и снял «Три подарка» /The Three Gifts, 1972/ – своеобразный аналог сказки о золотой рыбке, но на индийский манер. Одна бедная семья могла попросить у богини Кали исполнить три любых желания, но потратила такую возможность впустую и осталась ни с чем.
В 1973 году Ишу Патель вернулся в Монреаль и стал постоянным режиссером NFB. Первым делом он завершил трилогию о сексуальном образовании, начатую еще во время первого визита в Канаду. В нее вошли фильмы About Conception and Contraception (1972), About Puberty and Reproduction (1974) и About VD (1974). После блока фактически прикладных работ, Патель снял свой самый абстрактный и экспериментальный фильм «Перспектрум» /Perspectrum, 1974/. Изучая возможности передачи различных настроений через одноцветные геометрические фигуры, Патель создал завораживающий фильм-танец линий и симметрий, заслуживающий сравнения с опытами Нормана Макларена.
Кстати, именно Макларен заронил в душу индийского мальчика Ишу Пателя страсть к мультипликации. Однажды в школу, где учился Патель, привезли коробку с фильмами NFB. В подборку вошли картины для индийских детей явно необычные. Патель вспоминает: «К всеобщему удивлению, первый фильм, который стал показываться, был не игровой картиной и не обычной анимацией, к которым все уже привыкли. Это было быстродвижущееся абстрактное изображение с замечательной музыкой. Через три минуты оно закончилось, и кто-то воскликнул: «О, нет! Проектор опять сломался!» Но проектор не сломался, просто фильм шел всего три минуты. Все захотели посмотреть его еще раз, и еще раз. Это был Blinkity Blank». Патель снял не много фильмов, однако практически каждая из его короткометражек становилась громким событием. «Afterlife», «Bead Game», «Top Priority», «Paradise» получили множество престижных призов и вошли в золотой фонд мировой анимации.
Пожалуй, больше всего в фильмографии Пателя поражает абсолютная непохожесть его фильмов друг на друга. Все они сделаны в разных техниках, эстетиках, посвящены разным темам. Например, сделанная из маленьких бусинок «Игра в бисер» /Bead Game, 1977/ появилась как реакция художника на ядерные испытания и создание Индией своей первой атомной бомбы. Патель показал в этой короткометражке неиссякаемое пристрастие человечества к агрессивному и воинственному поведению. «Игра в бисер» завоевала приз BAFTA как лучший короткометражный недокументальный фильм и была номинирована на Оскар в короткометражной анимации.
Совсем иной фильм - «Жизнь после смерти» /Afterlife, 1978/. Он выполнен в технике пластилиновой перекладки на стекле с нижней подсветкой. В импрессионистичной манере Патель совмещает в одном кадре сведения о новых научных открытиях, мифы и суеверия, пытаясь найти на стыке этих вроде бы несовместимых представлений ускользающую правду об ином мире.
Фильм получил гран-при на фестивалях в Аннеси и Монреале, а также, что тоже немаловажно, послужил первым ярким анимационным вдохновением для японского режиссера Коджи Ямамуры. «Парадиз» /Paradise, 1984/ изображает мифический пейзаж: ослепительный замок, окруженный пышным тропическим садом. Во дворце – император. В саду – птица, завидующая золотой пышности царской жизни. Однако птица быстро осознает, что золотая клетка не может сравниться со свободным небом. Притча о свободе и равенстве в самом сердце рая не была бы столь впечатляющей, если бы не уникальная техника, которую использовал Патель. Целлулоидная анимация, перекладка, перфорирование с нижней подсветкой и многократная экспозиция создают вкупе редкий и необычный эффект. «Парадиз» выиграл множество призов от Лос-Анджелеса до Гамильтона, Аннеси и Мельбурна.
Каждый фильм Пателя и в техническом, и в визуальном, и в философском смысле похож на загадку, которую предстоит еще раскрыть исследователям. Впрочем, куда важнее, как разгадывает эти небольшие, но очень значительные анимационные реплики каждый отдельный зритель, открывая для себя в мерцающих картинах режиссера и страшные, и успокоительные идеи, тонкие и мудрые ответы на сокровенные вопросы человеческого бытия.
ИГРА В БИСЕР
Легендарный канадский режиссер индийского происхождения, обладатель двух номинаций на премию «Оскар», берлинского медведя, гран-при фестиваля в Аннеси и множества других престижных призов.
Ишу Патель родился в Индии и получил степень бакалавра изобразительных искусств в Университете Бароды. Стипендия фонда Рокфеллера позволила молодому художнику отправиться на стажировку в Национальный Киносовет Канады (NFB), куда он стремился с детства, впечатленный школьным просмотром анимационных фильмов Нормана МакЛарена. Впоследствии Патель остался работать на NFB и именно здесь сделал практически все свои анимационные работы.
Создавая свое сложное, артистичное, графичное и изысканное кино, Патель задается вопросами самого глобального порядка. Развитие технологий – это зло или благо? Что ожидает человека после смерти? Что нужно человеку для счастья? Большинство картин режиссера сделаны в уникальных техниках, начиная от анимированием пластилина на подсвеченной поверхности до бисерной анимации и перфорирования.
Программа «Игра в бисер»
12+ / 56 минут
ИГРА В БИСЕР / BEAD GAME
Режиссер: Ишу Патель/ Ishu Patel, студия: NFB, Канада, 1977, 6 мин. 35 сек., стоп-моушн
Завораживающий своим новаторством анимационный этюд, в котором тысячи бисеринок собираются в узоры и образуют контуры разнообразных существ, реальных и мифических. В картине рассказывается о духе соревновательности, неизменно владеющим человеком, и постоянной борьбе за власть над другими. В процессе эволюционного развития люди изобретают все новые средства для достижения своих целей, пока их сложные творения не выходят из-под контроля, разрушая в итоге своих создателей. Развитие технологий – зло или благо? Драматический конец фильма не дает однозначного ответа.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ / AFTERLIFE
Режиссер и аниматор: Ишу Патель/ Ishu Patel, студия: NFB, Канада, 1978, 6 мин. 15 сек., стоп-моушн.
Что такое смерть? На что она похожа? Фильм предлагает свой оригинальный и смелый ответ на эти вечные вопросы. Основываясь на результатах последних исследований, а также на древних мифах и внекультурных верованиях, режиссер представляет посмертное существование в виде методического, но увлекательного осмысления полученного при жизни опыта.
ПЕРСПЕКТРУМ / PERSPECTUM
Режиссер и аниматор: Ишу Патель/ Ishu Patel, студия: NFB, Канада, 1975, 6 мин. 30 сек., стоп-моушн.
Анимационная картина о простых геометрических формах, тонких и плоских, как игральные карты, но расположенных таким образом, чтобы создавалось ощущение перспективы. Полученный эффект чем-то напоминает калейдоскоп, где узоры постоянно меняются. Аккомпанементом к этим метаморфозам звучит кото или японская цитра, старинный 13-струнный щипковый инструмент. Переходы цветов от темного к светлому и эффект прозрачности достигнуты с помощью многократной выдержки. Компьютерных технологий в те времена не существовало.
ВЫСШИЙ ПРИОРИТЕТ / TOP PRIORITY
Режиссер, аниматор и продюсер: Ишу Патель/ Ishu Patel, студия: NFB, Канада, 1981, 9 мин. 10 сек., стоп-моушн.
Семья, страдающая от засухи, не сводит глаз с горизонта, где облако пыли должно возвестить о появлении долгожданного насоса. Вместо этого приезжает военный конвой. Его высший приоритет – боевые действия на территории соседнего государства, а не помощь умирающим от жажды людям.
РАЙ / PARADISE
Режиссер, аниматор и продюсер: Ишу Патель/ Ishu Patel, студия: NFB, Канада, 1984, 15 мин. 20 сек., рисованный.
Безупречная с визуальной точки зрения картина рассказывает о выборе между красивой жизнью и свободой. В сияющих палатах хрустального дворца великолепный представитель семейства пернатых каждый вечер танцует для императора. Другая птица, черного цвета, отчаянно завидует более успешной конкурентке, и жаждет попасть во дворец. Но когда это наконец случается, она понимает, что жизнь во дворце не сравнится с красотой открытого неба и свободой лететь, куда угодно.
БОЖЕСТВЕННЫЙ ЖРЕБИЙ / DIVINE FATE
Режиссеры: Ишу Патель/ Ishu Patel и Дагмар Тюфель/ Dagmar Teufel, студия: NFB, Канада, 1994, 10 мин. 45 сек., смешанная техника.
В отдаленной вселенной двое людей оказываются на удивительной планете. Силы, правящие этим миром, готовы исполнить любую просьбу посетителей, если взамен те предложат что-то достойное. Сперва пришельцы играют по правилам, но вскоре жадность застилает им глаза, и они начинают игнорировать общепринятые духовные принципы. Из-за их действий планета погружается в хаос, из которого постепенно начинает формироваться новая альтернатива прежнему мироустройству. Теперь чужакам придется самим решать свою судьбу.
Вт
13 май
Ср
14 май
Чт
15 май
Пт
16 май
Сб
17 май
Вс
18 май
Пн
19 май
Вт
13 май
Ср
14 май
Чт
15 май
Пт
16 май
Сб
17 май
Вс
18 май
Пн
19 май