«Остановился поезд» — советский художественный фильм режиссёра Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе. Последняя роль в кино Анатолия Солоницына.
Ночью на полном ходу мчится поезд дальнего следования.
Навстречу поезду с уклона идёт сцеп из шести грузовых платформ. Машинист в последний момент кричит помощнику «Прыгай!», даёт экстренное торможение и погибает, беря на себя весь удар. Утром пассажиры, собравшиеся в вагоне-ресторане, недоумевают: откуда возникли эти роковые шесть платформ?…
В город, близ которого произошло столкновение, приезжает следователь областной прокуратуры Ермаков. Он устраивается в гостинице и обнаруживает, что соседнюю кровать в одном с ним номере занял журналист, ехавший в том самом злосчастном поезде.
В ходе расследования выясняется, что сцепщик вагонов, упорно заявляющий, что положил — как положено по инструкции — два башмака под саморасцепившиеся платформы, на самом деле положил только один. Когда он узнаёт, что его «раскрыли», с ним случается удар; сцепщик попадает в больницу и вскоре умирает. До этого сцепщик показательно заявлял: «И я всю жизнь один башмак ставил, и мой предшественник, и до него… и так с 1934-го года! Если всё по инструкции делать, то и депо закрывать надо, и вообще всю железную дорогу!».
Вслед за этим выясняется, что скоростемер на электровозе был неисправен и показывал скорость ниже реальной на 20 км/ч. Следователь направляется в локомотивное депо, где устроили гражданскую панихиду машинисту, и обличает начальника депо в осознанном выпуске на линию неисправного локомотива. Начальник депо заявляет следователю: «Если я всё буду делать по инструкции, я просто остановлю железнодорожное движение в летний период!».
С выходом статьи «Подвиг машиниста» весь город ополчается против следователя: «Вам виноватые нужны?! Пусть лучше это будет подвиг». При этом следователя упрекают, что это он свёл в могилу сцепщика.
На следователя оказывается давление местного административного и партийного руководства, руководителей предприятий. Из мести ему неизвестные травят бездомного пса, которого он подкармливал, живя в гостинице. Следователь ссорится со своим новым знакомым журналистом, который написал хвалебную статью про подвиг машиниста.
На жёсткость следователя журналист заявляет: «Хватит жертв!», намекая на недавнее прошлое страны, подменяя понятия «репрессии» и «порядок».
Фильм заканчивается торжественно-печальной церемонией открытия памятника герою-машинисту, на которой присутствует большинство жителей города и спасённые пассажиры поезда. Следователь Ермаков остаётся «белой вороной» в негордом одиночестве.
Всеобщая страшная круговая порука по сути обречённых на тихое соучастие в преступлении жителей города, уравниловка и бесхозяйственность как приговор эпохе.
В Доме кино 2 октября в 12:00.
Вход свободный.
Пт
14 фев
Сб
15 фев
Вс
16 фев
Пн
17 фев
Вт
18 фев
Ср
19 фев
Чт
20 фев
Пт
14 фев
Сб
15 фев
Вс
16 фев
Пн
17 фев
Вт
18 фев
Ср
19 фев
Чт
20 фев