Когда после череды морских и лондонских приключений Вагнер в 1841 году, наконец, очутился в Париже, эскиз либретто «Летучего голландца» уже был готов, а с ним — несколько музыкальных эпизодов, в том числе песня моряков, порождённая рёвом прибоя. Он предложил материал директору Парижской оперы, но тот выкупил только либретто, намереваясь передать его другому композитору. Но и сам Вагнер, вынужденно поделившись замыслом, не бросил работу и спустя пару лет предъявил миру собственную версию.
Его «Голландец» стал кульминацией немецкого оперного романтизма. Центральной темой оперы является Liebestod (варианты перевода на русский различны: «смерть в любви», «смерть от любви», «смерть через любовь»), достигающая апогея в финале. Идея пограничного состояния между двумя этими полюсами получит впоследствии гениальное музыкальное воплощение в «Тристане и Изольде» (1859).
Пока же Тристан-аккорд ещё не найден, но уже даёт о себе знать метафизическое томление, то и дело напоминающее о себе с первой и до последней картины. Ещё не порвана связь с традиционной оперной формой, состоящей из увертюры, арий, ансамблей, но, например, с речитативами уже покончено — ничто не проговаривается, всё пропевается и перетекает одно в другое. Ещё романтически взвинченны струнные, но уже раздаётся характерный вагнеровский трубный призыв иных сфер.
Фильм демонстрируется на языке оригинала (немецкий) с русскими субтитрами. Вход по пригласительным билетам невозможен.
Пт
20 сен
Сб
21 сен
Вс
22 сен
Пн
23 сен
Вт
24 сен
Ср
25 сен
Чт
26 сен
Пт
20 сен
Сб
21 сен
Вс
22 сен
Пн
23 сен
Вт
24 сен
Ср
25 сен
Чт
26 сен