«Таксист» — один из ключевых фильмов Нового Голливуда и этапный для Скорсезе и Де Ниро проект. Это история о моральном упадке Америки после войны во Вьетнаме, отчуждении, насилии и ПТСР, охвативших общество и отраженных в безумии антигероя, таксиста-ветерана Трэвиса Бикла. Пустота существования Бикла и его психологический надлом подчеркнуты размеренным ритмом повествования, выразительной камерой Майкла Чэпмена и меланхоличным саундтреком легендарного Бернарда Херрманна. Сценарная фабула Пола Шредера восходит к традициям классического вестерна «Искатели»: в центре снова мститель-одиночка, но уже жаждущий не просто справедливости, но хоть какой-то цели в жизни и человеческого контакта. В 1976 году «Таксист» был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и с тех пор прочно вошел в канон мирового кино, поражая своей глубиной, амбивалентностью и актуальностью.
Сеансы на английском языке с русскими субтитрами.
Трэвис Бикл, бывший морской пехотинец и ветеран войны во Вьетнаме, страдает от бессонницы и поэтому устраивается работать таксистом. Он бесцельно кружит по ночному Нью-Йорку, погрязшему в насилии и пороке, и мечтает, как в один прекрасный день «ливень смоет с улиц всю эту падаль». Единственным светлым пятном для Бикла становится Бетси, но это увлечение быстро перерастает в одержимость, как и стремление спасти малолетнюю проститутку Айрис. Трэвис все больше погружается в паранойю и решает, что сам должен стать тем самым ливнем...
О проекте:
Сценарий «Таксиста» Пол Шредер, известный кинокритик и автор важных теоретических текстов о кино, написал, ориентируясь на собственный опыт бессонницы и депрессии. В начале 1970-х он переживал личную и профессиональную драму, месяц жил в машине, просиживал ночи в порнокинотеатрах и практически не общался с людьми. В итоге Шредер угодил в больницу, и тогда же у него возник образ такси — «металлического гроба» с водителем, постоянно окруженным людьми и одновременно одиноким. Шредер насытил сценарий элементами нуара и вестерна: от первого достались фатализм, мрачность и неоднозначный герой, а от второго — мотив поиска справедливости. Не обошлось и без аллюзий на политический климат США того времени и войны во Вьетнаме, последствия которой пропитали все общество. А дневниковые записи Бикла были вдохновлены Артуром Бремером, в 1972 году устроившим покушение на Джорджа Уоллеса, кандидата в президенты.
Получившийся сценарий идеально вписался в тенденции Нового Голливуда: социально-политические проблемы, критика общества, сцены насилия и провокационные образы. К проекту быстро подключился Мартин Скорсезе, который был восходящей звездой американского кино, а вслед за ним закономерно появились Роберт Де Ниро и Харви Кейтель, сыгравшие у режиссера в «Злых улицах». Готовясь к роли, Де Ниро получил лицензию таксиста и несколько недель работал в Нью-Йорке. Фильм стал прорывом для Джоди Фостер, которой на момент съемок было всего 12 лет, и последней работой прославленного композитора Бернарда Херрманна, завершившего саундтрек буквально накануне смерти. Запредельный для своего времени уровень экранного насилия и противоречивая мораль сценария вызвали немало споров и даже цензурные проблемы. Несмотря на это, «Таксист» получил главный приз в Каннах и был номинирован на 4 премии «Оскар». Он неизменно попадает в списки лучших американских картин и продолжает вдохновлять кинематографистов, среди которых Тарантино и Финчер. А недавнего «Джокера» Тодда Филлипса можно считать полноценным оммажем фильму Скорсезе.
24 июня показ в 18:40 пройдёт в сопровождении выступления киноведа.
Вс
6 окт
Пн
7 окт
Вт
8 окт
Ср
9 окт
Чт
10 окт
Пт
11 окт
Сб
12 окт
Вс
6 окт
Пн
7 окт
Вт
8 окт
Ср
9 окт
Чт
10 окт
Пт
11 окт
Сб
12 окт