TheatreHD: Хованщина

Ранний шедевр Дмитрия Чернякова – новаторская постановка классической русской оперы в мюнхенской Bayerische.

Величественная и тревожная историческая хроника разворачивается в универсальном пространстве, объединившем черты разных эпох. На сцене – не смутное время, наступившее на Руси конца XVII века, не абстрактная современность, но грозная мозаика российской вечности. Страсть, власть и нежность к такой уязвимой частной человеческой жизни – основные мотивы этого оперного эпоса. Музыкальный руководитель – дирижёр-каллиграф, великий Кент Нагано.

Одним из великих талантов Модеста Мусоргского (1839-1881) была его уникальная способность передавать слова, психологические состояния и даже физические движения в музыке. И пусть он оставил свою оперу «Хованщина» незаконченной и с незавершённой оркестровкой, яркая театральность её музыкального текста так и просится на сцену. Первый вариант оркестровки выполнил современник Мусоргского Н. А. Римский-Корсаков, но сейчас шире распространена более стройная, сильная и яркая версия Дмитрия Шостаковича (1960). Именно её выбрал Кент Нагано для этой мюнхенской постановки.

Сюжет представляет собой мрачную панораму России конца XVII века, где разворачиваются безжалостная борьба за власть, интриги и кровопролития. Страну раздирают внутренние конфликты, при дворе соперничают две политические фракции: сторонники князя Ивана Хованского, начальника стрельцов, и сторонники лояльного царю князя Голицына. Добавить к этому влияние различных религиозных групп, и ситуация станет пугающе напоминать нынешнее положение во многих странах.

Кент Нагано блистательно справляется со сложностями этой партитуры: тонко и выразительно очерчивает динамику и мягко ведёт за собой солистов. В партии Марфы, отвергнутой любовницы Андрея, сына Ивана Хованского, Дорис Зоффель раскрывает такую звуковую палитру, от пафоса нижних нот до приглушённых высот дисканта, что «можно говорить о русском меццо» (F. A. Z.). Анатолий Кочерга поёт духовного вождя Досифея ярко и выразительно, Клаус Флориан Фогт – героический Андрей, Джон Дашак – технически безупречный Голицын, а бас-баритон Паата Бурчуладзе – харизматичный, мощный князь Иван Хованский. Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена.

Опера демонстрируется на языке оригинала с русскими субтитрами.

На прокат данного проекта действует меморандум. Вход по пригласительным билетам невозможен.

Продолжительность рекламно-информационного блока: 4 мин.

В кинозале

Вт
3 дек

Ср
4 дек

Чт
5 дек

Пт
6 дек

Сб
7 дек

Вс
8 дек

Пн
9 дек

На арт-чердаке

Вт
3 дек

Ср
4 дек

Чт
5 дек

Пт
6 дек

Сб
7 дек

Вс
8 дек

Пн
9 дек