В фойе Дома кино 17 апреля открылась выставка «Творческий путь и дороги войны» Бориса Яковлевича Ряузова (1919 – 1994).
Сын репрессированного рыбака, окончивший 2 курса омского художественного училища, стал первым за Уралом академиком-живописцем, Народным художником РСФСР. Артиллеристом-разведчиком прошёл Великую Отечественную войну в составе 78 Добровольческой бригады. За боевые заслуги награждён орденами: «Красной звезды»; «Отечественной войны», медалями: « За боевые заслуги» и «За победу над Германией». Был председателем Красноярской организации Союза художников СССР. Его картины - в постоянной экспозиции советского искусства Третьяковской галереи. Борис Ряузов - единственный, после Василия Сурикова, красноярский художник, которому посвящён музей.
Представленные на выставке рисунки (1942 – 1945гг.) – хроника повседневности Великой Отечественной войны. По долгу службы артиллерист-разведчик Ряузов рисовал развед-панорамы, выполняя задачу «засечь огневые точки противника на местности». А по зову сердца молодой художник фиксировал приметы военного времени: машины, обозы, дороги, пепелища, детей, однополчан, немецких пленных, залпы артиллерии, делал рисунки-эскизы антивоенных плакатов…
Среди портретов солдат - образ-икона юного героя Александра Матросова. Обстоятельства сообщаются в письме Ряузова: «Дорогие друзья-художники! В нашем соединении – событие, которое потрясло всех. Боец А. Матросов у деревни Чернушки закрыл грудью дзот противника… По заданию командования нарисовал портрет героя. Делал это с фотографии размером 3х4 см. Передали мне из личных вещей… 23.02.1943». Под впечатлением подвига молодой Борис Ряузов сделал несколько композиционных эскизов. Написал ли он по ним картину? Нам пока неизвестно. Но в 1979 году уже народный художник РСФСР Б.Я. Ряузов создал пейзаж «Места подвига А.Матросова», в котором раскрыл образ родной земли, отвоеванной русским воином, овеянной ровным дыханием мира.
Путь к победе. В набросках Ряузова много дорог. Художник рисует, как советский солдат идёт по дорогам войны, где вязнут люди, техника и кони в трясине бездорожья, но упрямо продолжают движение. Этот мотив неслучаен: наличие и качество дороги определяет ход войны и состояние жизни на войне. 78 Добровольческая бригада строила лежнёвую дорогу к Ржевско-Вяземскому выступу, отвлекая внимание врага от обороны Сталинграда.
Дети. Пережив тяготы судьбы «сына кулака», Борис как никто другой понимал состояние и чувства обездоленных сирот, погорельцев: свежа была память сердца молодого бойца. В набросках детей важны детали и даты: портрет босого мальчонки в зимней одежде нарисован в июле 1943. Летом в фуфайке… Почему? Да потому что дома больше нет, а всё что есть – Саня носит на себе, хранить больше негде…
Эскизы плакатов. Борис рисует их на фронте «по старой памяти» - в тылу он работал для «Окон ТАСС», создавая плакаты по сообщениям из газет «на злобу дня». Поэтому многие наброски сохраняют признаки плакатного жанра: разномасштабность деталей композиции, предельная выразительность поз и лиц.
Драмы повседневности фронта навсегда остались в памяти живописца. Возможно, поэтому тему войны он, будучи уже зрелым мастером, передавал исключительно в жанре пейзажа, который в полной мере представлен в экспозиции музея художника Б.Я. Ряузова.