10, 16, 20 и 23 октября состоятся показы киноверсии оперы «Дон Жуан, или Наказанный распутник», названной Вагнером и Россини величайшей оперой всех времён. Современники, высоко ценившие красоту, величие и благородство музыки, не отказывали себе в удовольствии посмеяться над остроумным переложением старинной легенды о Дон Жуане, дерзком искателе приключений, смелом и ловком соблазнителе женщин, чьи трагикомичные любовные похождения и авантюры способны рассмешить любого.
Фестиваль Дмитрия Хворостовского, Красноярский фонд развития искусства им. Д.А. Хворостовского и Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского представляют совместную постановку оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный распутник».
О спектакле
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ / 1756–1791 /
«ДОН ЖУАН, ИЛИ НАКАЗАННЫЙ РАСПУТНИК» / 1787 /
Dramma giocoso в двух действиях
Либретто ЛОРЕНЦО ДА ПОНТЕ / 1749–1838 /
21 октября 2021 года Фестиваль Дмитрия Хворостовского впервые представил собственную оперную постановку: на сцене Красноярского государственного театра оперы и балета им. Дмитрия Хворостовского состоялось центральное событие Фестиваля – премьера оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный распутник». В этом сочинении на самых известных сценах мира блистал наш прославленный соотечественник Дмитрий Хворостовский.
Для создания постановки под художественным руководством Антона Левахина объединился замечательный творческий коллектив: музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик Петер Феранец (Словакия), режиссер-постановщик Михаэль Штурмингер (Австрия), сценографы и художники по костюмам - Ренате Мартин (Германия) и Андреас Донхаузер (Австрия), художник по свету Эй Джей Вейссбард (США), художник и автор живописного занавеса Ахсар Муриев (Россия), ассистент дирижера и педагог-концертмейстер Кристиан Кох (Австрия), ассистент режиссера Ирина Лычагина (Россия), – выдающиеся профессионалы, сотрудничающие с крупнейшими международными институциями.
В премьерной серии спектаклей 21, 22, 23, 24, 26 и 27 октября участвовали солисты Театра оперы и балета, а также приглашенные исполнители: Сэмюэль Дэйл Джонсон (баритон, Австралия), Лука Пизарони (бас-баритон, Италия), Мария Мотолыгина (сопрано, Россия), Татьяна Хайзушова (сопрано, Словакия), Эудженио Мария Деджакоми (баритон, Италия), Александр Нестеренко (тенор, Россия), Рауф Тимергазин (баритон, Россия).
Легенда об обольстительном и циничном охотнике за наслаждениями многие годы скиталась по Западной Европе. В 1630 великий драматург Золотого века испанской литературы Тирсо де Молина (он же – Габриэль Тельес, монах и доктор богословия) «задокументировал» ее в пьесе «Севильский озорник, или Каменный гость». В ней Тирсо де Молина развил все основные линии сюжета, известные сегодняшнему зрителю. Видмантас Силюнас, специалист по испанскому театру XVI–XVII веков отмечал: «Театральное амплуа дон Хуана двусмысленно – он схож с «героем-любовником» высокой комедии и с героем фарсов, именуемых в Испании «золотого века» интермедиями и исполняемых в антрактах драматических произведений... Сценичность героя... гротескно-странная, или, как говорили испанцы XVII века, монструозная. Дон Хуан не только вельможа-плут, аристократ-пройдоха, он театральный монстр – смесь «первого любовника» и буффона».
Либретто, созданное Лоренцо Да Понте для Моцарта, – своего рода тигельная печь, в которой соединились элементы, персонажи, сюжетные линии из разных фантазий на заданную тему – так, мотив отмщения возник у Мольера («Дон Жуан, или Каменный пир»), а от Гольдони («Дон Джованни Тенорио, или Распутник») взяты идеи эпохи Просвещения, нивелирующие гнев Божий до случайного стечения обстоятельств. Важную роль сыграла и опера Джузеппе Гаццаниги «Дон Джованни, или Каменный гость» на либретто Джованни Бертати. Доподлинно не известно, знал ли Моцарт эту партитуру, однако Да Понте знал текст Бертати, следовал ему и даже позаимствовал эффектное начало – сцену в доме Донны Анны*.
Опера увидела свет в 1787 на сцене Сословного театра в Праге. Пражане приветствовали новое сочинение Моцарта совершенно неистово, а вот последовавшая затем постановка в Вене не имела столь восторженного отклика – Император Иосиф II заметил, что «Дон Жуан» «оказался не по зубам» его венцам. История показала, что Император ошибся. «Дон Жуаном» открылось современное здание Венской государственной оперы (1869), его же представляли и в первый сезон восстановленного после Второй Мировой войны здания театра (1955).
* При работе над текстом использовалась книга Павла Луцкера и Ирины Сусидко «Моцарт и его время» / Москва, Классика-XXI, 2015
Вход на все показы Фестиваля Дмитрия Хворостовского свободный.
Вс
16 фев
Пн
17 фев
Вт
18 фев
Ср
19 фев
Чт
20 фев
Пт
21 фев
Сб
22 фев
Вс
16 фев
Пн
17 фев
Вт
18 фев
Ср
19 фев
Чт
20 фев
Пт
21 фев
Сб
22 фев